Сообщить об ошибке или идее
YouControl
logo youcontrol
0 800 309 077
Звонок бесплатный
РУС

Зарегистрируйтесь и проверьте 10 компаний бесплатно или получите консультацию по номеру 0 800 309 077.

Методика рыночного скоринга от YouControl

Методика
ринкового скорингу
від YouControl

youcontrol
youcontrol

Рыночный скоринг
Система оценивания рыночной мощности и динамичности компании путем перевода в баллы (scores) предварительно вычисленных экономических показателей. Результат рыночного скоринга от YouControl — композитный индекс MarketScore.

MarketScore

MarketScore — это скоринговый индекс рыночной мощности компании, рассчитанный аналитическим отделом YouControl по 10 показателям, комплексно отображающим рыночную долю компании, ее место в отрасли и динамику роста в сравнении с конкурентами.

Индекс используется прежде всего для сравнения с конкурентами на рынке Украины, поэтому он нечувствителен к рыночной доле компаний на международном рынке.

Индекс отображает рыночную мощность компании относительно других в отрасли.

Диапазон значений индекса MarketScore может варьироваться от 1 (минимальная рыночная мощность) до 4 (максимальная рыночная мощность) в зависимости от сочетания экономических показателей компании.

Цель создания индекса — быстрое и всестороннее отображение величины исследуемой фирмы в процессе оценки контрагентов, а также ее динамики в течение длительного периода.

Компоненты индекса MarketScore

Финансовый индикатор
ФОРМУЛА
ФІН. індикатор
MarketScore
ФОРМУЛА

MarketScore — это скоринговый индекс рыночной мощности компании, рассчитанный аналитическим отделом YouControl по 10 показателям, комплексно отображающим рыночную долю компании, ее место в отрасли и динамику роста в сравнении с конкурентами. Диапазон значений индекса MarketScore может варьироваться от 1 (минимальная рыночная мощность) до 4 (максимальная рыночная мощность) в зависимости от сочетания экономических показателей компании.

ФІН. індикатор
Доля в секторе
ФОРМУЛА
Доля в секторе =

Выручка компании / Выручка сектора x 100%

Доля в секторе — рыночная доля компании в пределах совокупной выручки сектора ее основной деятельности. Показатель указывает на общий масштаб компании и уровень ее влияния на экономику страны в целом.

ФІН. індикатор
Доля рынка
ФОРМУЛА
Доля рынка =

Выручка компании / Выручка рынка x 100%

Доля рынка — относительная доля компании в пределах совокупной выручки на рынке с точки зрения ее основной деятельности. Показатель указывает на рыночную мощность компании.

ФІН. індикатор
Доля на подрынке
ФОРМУЛА
Доля на подрынке =

Выручка компании / Выручка субрынка x 100%

Доля на подрынке — позволяет оценить выручку компании относительно субрынка ее основной деятельности. Согласно КВЭД субрынок находится на уровень ниже рынка. Поэтому показатель характеризует рыночную мощность компании с точки зрения более узкого сегмента рынка.

ФІН. індикатор
Место компании в секторе
ФОРМУЛА
Порядковый номер компании в секторе среди ранжированых по выручке

Место в секторе — порядковый номер (ранг) компании среди других фирм в секторе ее основной деятельности, ранжированных по выручке. В целом, чем меньше значение, тем большей является компания. Показатель зависит не только от рыночной мощности, но и от общего количества компаний в секторе.

ФІН. індикатор
Место компании на рынке
ФОРМУЛА
Порядковый номер компании в секторе среди ранжированных по выручке

Место на рынке — порядковый номер (ранг) компании среди других фирм на рынке ее основной деятельности, ранжированных по выручке. В целом, чем меньше значение, тем большей является компания. Показатель зависит не только от рыночной мощности, но и от общего количества компаний на рынке.

ФІН. індикатор
Место компании на субрынке
ФОРМУЛА
Порядковый номер компании на субрынке среди ранжированных по выручке

Место компании на субрынке — порядковый номер (ранг) компании среди других фирм в ее ключевом сегменте рынка, ранжированных по выручке. В целом, чем меньше значение, тем большей является компания. Показатель зависит не только от рыночной мощности, но и от общего количества компаний в секторе.

ФІН. індикатор
Абсолютный прирост выручки за год, млн грн
ФОРМУЛА
Абсолютный прирост =

Выручка – Прошлогодняя выручка

Абсолютный прирост выручки характеризует увеличение или уменьшение чистого дохода компании за год. Хотя высокий прирост может свидетельствовать о положительной динамике роста продаж, его следует сопоставлять с размером самой компании.

ФІН. індикатор
Относительный прирост выручки за год, %
ФОРМУЛА
Относительный прирост =

(Выручка – Прошлогодняя выручка) / Прошлогодняя выручка x 100%

Относительный прирост выручки указывает, на сколько процентов изменился чистый доход компании за год. Высокие темпы прироста могут свидетельствовать как о положительной динамике роста продаж, так и о низкой базе сравнения, что характерно для новых или небольших компаний. Поэтому данный показатель следует рассматривать в комплексе с абсолютным приростом.

ФІН. індикатор
Средний прирост выручки за 3 года, млн грн
ФОРМУЛА
Среднегодовой прирост =

(Выручка – Выручка 3 роки назад) / 3

Абсолютный среднегодовой прирост позволяет понять динамику и стабильность роста компании в среднесрочном трехлетнем периоде.

ФІН. індикатор
CAGR выручки за 3 года, %
ФОРМУЛА
CAGR =

((Выручка / Выручка 3 года назад) ^ (1/3) – 1) x 100%

Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) выручки характеризует устойчивость развития компании за 3 предыдущих года. Индикатор указывает, на сколько процентов росла компания в среднем за год.

Расчет индекса MarketScore

Значения каждого из индикаторов, которые входят в состав индекса MarketScore, автоматически переводятся в баллы от 1 до 4 в зависимости от расположения по отношению к эмпирическим квартилям распределения значений соответствующего индикатора для остальных компаний рынка. Если значение индикатора компании тяготеет к максимально положительному с точки зрения рыночной мощности значению, фирма получает 4 балла по данному показателю. Компании с худшими значениями показателя получают меньшие баллы.

Пример:

Эмпирические квартили распределения показателя рыночной доли (MkS) за исследуемый год по соответствующей отрасли экономики составили [0,3%, 5%, 10%]. Следовательно, балл по данному индикатору для компаний данной отрасли рассчитывается так:

Если рыночная доля компании очень высока (MkS > 10%), компания получает 4 балла.

Если 5% < MkS < 10%, компания получает 3 балла.

Если 0,3% < MkS < 5%, компания получает 2 балла.

Если MkS < 0,3%, компания получает всего 1 балл.

Аналогично рассчитываются баллы остальных индикаторов-компонентов индекса MarketScore.

Общий индекс MarketScore рассчитывается по формуле:

youcontrol

Fi – балл, полученный компанией по фактору, который выражается индикатором i. Ограничение: youcontrol

Wi – вес фактора Fi — Ограничение: youcontrol

n – количество составляющих индекса. n= 10.

Для компаний, для которых отсутствует возможность рассчитать полный список индикаторов-составляющих, индекс MarketScore не рассчитывается. Тем не менее, со значениями части существующих составляющих всегда можно ознакомиться на сайте YouControl.

Рассчет буквенного значения MarketScore

На основании числового значения балла MarketScore (от 4 до 1) каждой исследованной компании присваивается буквенное значение MarketScore, которое отображает уровень рыночной мощности и динамичности компании в сравнении с конкурентами.

A

Высокий уровень рыночной мощности
Выше верхнего квартиля распределения Bank_MarketScore

B

Достаточный уровень рыночной мощности
Выше медианы распределения Bank_MarketScore

C

Средний уровень рыночной мощности
Выше нижнего квартиля распределения Bank_MarketScore

D

Незначительный уровень рыночной мощности
Выше нижнего квартиля распределения Bank_MarketScore

Рассчет буквенного значения MarketScore

На основании числового значения балла MarketScore (от 4 до 1) каждой исследованной компании присваивается буквенное значение MarketScore, которое отображает уровень рыночной мощности и динамичности компании в сравнении с конкурентами.

Важно помнить

Цель рассчета MarketScore — экспресс-анализ уровня рыночной мощности компании, отталкиваясь от результатов которого, пользователи могут быстро определить величину фирмы-контрагента среди игроков соответствующей отрасли. Обращаем Ваше внимание, что данный индекс отражает исключительно размер, а не надежность компании, поэтому его нельзя отождествлять с кредитным рейтингом или индексом финансового риска.

Именно поэтому индекс MarketScore не касается вероятности банкротства компании, ведь платежеспособность не зависит от объема выручки. Это информационный продукт, отображающий мнение YouControl об общем размере и динамичности роста фирмы. Окончательное решение о рыночной мощности компании должно приниматься пользователями с учетом других, в том числе качественных факторов и дополнительных источников информации.

Составляющие индекса MarketScore рассчитывались в зависимости от роли, которую играет компания в соответствующем секторе, на рынке или субрынке, с учетом основной деятельности.

Понятие «сектор» соответствует секции согласно КВЭД и определяет отраслевую принадлежность компании в наиболее широком смысле. Например, сектор А — это «Сельское, лесное и рыбное хозяйство», C — «Обрабатывающая промышленность», F — «Строительство» и т.д. Показатели компании, рассчитанные в рамках сектора, указывают на общий масштаб деятельности компании и уровень ее влияния на экономику страны в целом.

Понятие «рынок» — для секторов A, B, C, D, G, H соответствует группам, а для остальных секторов — разделам согласно КВЭД-2010.
Так, в секторе А выделяются рынки, аналогичные группам «01.4 Животноводство», «01.7 Охота» и пр. В то время как в секторе F рынки определяются более широкими разделами «41 Строительство зданий», «42 Строительство сооружений», «43 Специализированные строительные работы». Данная особенность методики объясняется более высоким объемом совокупной выручки и количества компаний в вышеупомянутых секторах, что требует более детального подхода при разбивке на рынки.

Понятие «субрынок» — составная часть рынка, которая находится на один уровень ниже его согласно КВЭД. Поэтому для компаний из секторов A, B, C, D, G, H субрынки аналогичны классам, а для остальных компаний — группам. Например, рынок «01.4 Животноводство» включает в себя субрынки «01.45 Разведение овец и коз», «01.46 Разведение свиней», «01.47 Разведение домашней птицы», а рынок «42 Строительство сооружений» включает субрынки «42.1 Строительство дорог и железных дорог», «42.2 Строительство коммуникаций», «42.9 Строительство прочих сооружений».

Обращаем Ваше внимание на то, что методика MarketScore, определяя отраслевую принадлежность компании по основному КВЭД ее деятельности, не чувствительна к диверсификации операций, когда компания может присутствовать одновременно на нескольких рынках. В то же время общая емкость рынков и количество компаний рассчитаны в соответствии с имеющейся информацией в системе YouControl.

Зареєструйся зараз та отримай доступ безкоштовно!

24 години безкоштовної пробної версії

РЕГИСТРАЦИЯ