Сообщить об ошибке или идее
YouControl
logo youcontrol
0 800 309 077
Звонок бесплатный
РУС

Зарегистрируйтесь и проверьте 10 компаний бесплатно или получите консультацию по номеру 0 800 309 077.

Методика экспресс-анализа контрагента от YouControl

image express analisys
icon express analisys
Экспресс-анализ контрагента — это комплексный анализ факторов, на которые рекомендуется обращать особое внимание в оценке надежности контрагентов. Результат экспресс-анализа контрагента от YouControl — это сводная таблица, в которой автоматически обновляются и в случае выявления отображаются цветом сигналы раннего предупреждения для каждой компании.
Отбор факторов для анализа контрагента основывается на накопленном опыте YouControl и лучших практиках комплаенс-оценок, в том числе относительно соответствия компаний требованиям и рекомендациям, которые утверждены в нормативно-правовых актах или упоминаются в письмах Верховной Рады Украины, Национального банка Украины, Государственной фискальной службы, Государственной службы финансового мониторинга Украины и др.
screenshot express analisys
Условные обозначения
Требуется особое внимание
4
Количество факторов, значение которых оказалось критическим по мнению YouControl и требует особого внимания в процессе анализа контрагента. Ниже в таблице такие сигналы отмечены красным.
Нужно обратить внимание
2
Количество факторов, на значение которых желательно обратить внимание в процессе анализа контрагента, однако они менее существенны по сравнению с предыдущей группой алертов. Ниже в таблице такие сигналы отмечены желтым.
Проблем не обнаружено
18
Количество факторов, по которым проблем не обнаружено. Ниже в таблице такие сигналы цветом не выделяются.
Недостаточно данных для расчета
0
Количество факторов, для расчета или точной идентификации которых недостаточно данных.
Количество факторов, требующих особого внимания, не стоит прямо отождествлять с уровнем неблагонадежности компании, поскольку:
  • Вес каждого из сигналов может существенно разниться (например, от целей анализа);
  • Сочетание отрицательных значений некоторых факторов из-за эффекта взаимоусиления может давать значительно более высокий негативный сигнал, чем простая сумма отдельных факторов;
  • Часть факторов может указывать лишь на потенциально возможные проблемы, для точной идентификации которых следует проводить более детальные оценки;
  • Обнаруженные во время экспресс-анализа сигналы не дают 100%-ной точности, а только сужают уровень неопределенности с точки зрения приведенного перечня проверенных факторов.
Компоненты экспресс-анализа (проверенные факторы)
icon ea
Группа факторов «Правосубъектность»
Отсутствие статуса юридического лица
В соответствии со статьями 91, 92 Гражданского кодекса Украины, правоспособность и дееспособность юридического лица возникают с момента его создания и прекращаются со дня внесения в Единый государственный реестр записи о его прекращении. Легальные правоотношения (в т.ч. заключения и выполнения любых договоров) с несуществующим субъектом невозможны де-юре. Любая деятельность такого субъекта и заключенные им сделки фиктивны. Партнерство с такими контрагентами может повлечь финансовые риски, негативные налоговые последствия, уголовное преследование.
Банкрот
В соответствии со статьями 42, 73 Кодекса Украины по процедурам банкротства, сделки, совершенные контрагентом после открытия производства по делу о банкротстве или в течение трех лет, предшествовавших открытию производства по делу о банкротстве, могут быть признаны недействительными хозяйственным судом.
В состоянии прекращения
В соответствии со статьей 105 Гражданского кодекса Украины, после принятия решения о прекращении юридического лица, от его имени вправе действовать только председатель комиссии по прекращению (ликвидационной комиссии), ее члены или ликвидатор. При этом устанавливается порядок и срок заявления кредиторами своих требований к нему. Для акционерных обществ этот срок составляет 20 дней после направления кредитору уведомления (статья 82 Закона Украины «Об акционерных обществах»). В случае ликвидации должника просроченные требования кредиторов удовлетворяются его имуществом, оставшимся после удовлетворения требований, заявленных в срок. При отсутствии такого имущества требования считаются погашенными. Сотрудничество с компанией, находящейся в процессе прекращения, несет риски невозможности удовлетворения требований к ней. В том числе через заключение договоров представителем контрагента, который действовал при отсутствии/с превышением своих полномочий.
Ограничена компетенция должностных лиц
Ограничения полномочий руководителей или подписантов юридического лица — факторы риска (при заключении договоров на суммы с превышением размера такого ограничения, без получения необходимых внутренних согласований и т.д.). В соответствии со статьей 241 Гражданского кодекса Украины, сделка, совершенная представителем с превышением полномочий, создает юридические последствия для лица, которое он представляет, только в случае последующего одобрения им этой сделки.
icon ea
Группа факторов «Санкции»
Компания под санкциями
Контрагенты субъекта, к которому (и/или его учредителю /конечному бенефициару) применены национальные/международные санкции, в зависимости от их характера могут быть вообще лишены возможностей проведения с ним любых транзакций (в т.ч. расчетов по заключенным договорам). В отдельных случаях международные санкции предусматривают применение ограничений непосредственно к контрагентам субъекта под санкциями, по факту совершения соответствующих транзакций. Это влечет финансовые убытки и дестабилизацию бизнеса, а также привлечение внимания правоохранительных органов (в зависимости от возможной правовой квалификации такого сотрудничества). Кроме этого, партнерство с контрагентом под санкциями предусматривает репутационные риски.
Компания была перерегистрирована в оккупированном Крыму
Высокие военно-политические и операционные риски.
Основатель / участник / конечный бенефициар — резидент страны под санкциями
Контрагенты субъекта, расположенного в стране, к которой применены международные санкции, в зависимости от характера санкций могут вообще быть лишены возможностей проведения с ним любых транзакций (в т.ч. расчетов по заключенным договорам). В отдельных случаях международные санкции предусматривают применение ограничений непосредственно к контрагентам такого субъекта под санкциями по факту совершения соответствующих транзакций с ним. Это влечет финансовые убытки и дестабилизацию бизнеса, а также привлечение внимания правоохранительных органов (в зависимости от возможной правовой квалификации такого сотрудничества). Кроме этого, партнерство с таким рисковым субъектом может нести репутационные риски.
Компания торгует со странами под санкциями
Торговля со странами под санкциями увеличивает вероятность не только репутационных рисков, но и попадания в санкционные списки в будущем, в частности из-за нарушения международного законодательства по финансированию терроризма и отмывания средств.
icon ea
Группа факторов «Квалификационные критерии»
Недостаточный срок существования
У любого предприятия должен быть соответствующий профессиональный опыт, налаженные организационные и бизнес-процессы. Чем меньше времени прошло с момента регистрации, тем выше риск, что партнеру можно доверить серьезные проекты и он способен качественно и надежно их выполнить. Короткий срок существования, который, как правило, не превышает налоговый отчетный период (например, год или квартал) также может указывать на избежание проведения мероприятий государственного надзора (контроля), в частности налоговых проверок.
Недостаточный размер уставного капитала
Несоответствие финансовых ресурсов объемам осуществляемой деятельности, в соответствии с рекомендациями Национального банка Украины, может свидетельствовать о фиктивности компании. Малый уставный капитал точно не может считаться гарантией надежности партнера. Размер уставного капитала меньше, чем законодательно установленный минимум (для акционерных обществ, банковской, финансовой, страховой сферы) и т.д. может свидетельствовать о наличии финансовых проблем, риске аннулирования лицензий (если это условие лицензирования), отказе в получении кредитования и тому подобное. Чем ниже этот показатель, тем выше риск сотрудничества с контрагентом.
icon ea
Группа факторов «Рисковые виды деятельности»
Основной вид деятельности – оптовая торговля
Наличие преимущественно «общих» видов деятельности может означать, что бизнес контрагента не направлен на достижение реальных результатов хозяйственных операций и фиктивен.
Широкий перечень зарегистрированных видов деятельности
Широкий перечень видов деятельности может означать, что бизнес контрагента не направлен на достижение реальных результатов хозяйственных операций и фиктивен.
icon ea
Группа факторов «Рисковые институционные изменения»
Частные институционные изменения
Стабильность работы контрагента это залог успешного сотрудничества с ним. При этом, частые изменения в учредительных документах (в частности, связанные с изменением его наименования, структуры собственности, руководителей и направлений деятельности) могут указывать на отсутствие такой стабильности, а значит, риски деловых отношений.
Смены в направлениях деятельности
Частые изменения в учредительных документах клиента, в частности, связанные с изменением его наименования, структуры собственности, руководителей и направлений деятельности — признак рискованности.
Малый срок деятельности руководителя
Стабильность работы контрагента — это залог успешного сотрудничества с ним. При этом, непродолжительное время с даты назначения нового руководителя может указывать на отсутствие такой стабильности, а значит, риски деловых отношений.
icon ea
Группа факторов «Местонахождения»
Компания с оккупированных территорий
Контрагенты субъекта, расположенного на временно оккупированной территории, лишаются возможностей проводить с ними какие-либо транзакции (в т.ч. расчетов по заключенным договорам). Это влечет финансовые убытки и дестабилизацию бизнеса, а также привлечение внимания правоохранительных органов (в зависимости от возможной правовой квалификации такого сотрудничества). Кроме этого, в связи с напряженной ситуацией между Украиной и Российской Федерацией, вооруженным конфликтом на временно оккупированных территориях, а также неоднозначным отношением внутри Украины к деловым связям с партнерами на этих территориях, сотрудничество с ними также несет репутационные риски.
Засновник / кінцевий бенефіціар є особою, яка зареєстрована на тимчасово окупованій території України
Контрагенты субъекта, расположенного на временно оккупированной территории лишаются возможностей проводить с ним любые транзакции (в т.ч. расчетов по заключенным договорам). Это влечет финансовые убытки и дестабилизацию бизнеса, а также привлечение внимания правоохранительных органов (в зависимости от возможной правовой квалификации такого сотрудничества). Кроме этого, в связи с напряженной ситуацией между Украиной и Российской Федерацией, вооруженным конфликтом на временно оккупированных территориях, а также неоднозначным отношением внутри Украины к деловым связям с партнерами на этих территориях, сотрудничество с ними также несет репутационные риски.
Местонахождение в жилом фонде
Согласно законодательству, запрещается предоставлять помещения в жилых домах для нужд промышленного характера. Жилые дома и жилые помещения предназначаются исключительно для проживания граждан. Размещение предприятия в жилом помещении (чаще всего это адрес одного из учредителей) может свидетельствовать о его недостаточной платежеспособности для аренды помещения соответствующего функционального назначения: офис, цех, склад и т.д. Промышленная деятельность, размещение наемных работников в жилом фонде может быть основанием для применения санкций за нарушение трудового законодательства, а также за нарушение лицензионных условий (если ими предусмотрены соответствующие ограничения).
icon ea
Учредители/участники в иностранных юрисдикциях
Учредители/участники в «офшорах», признанных в Украине
Если учредители контрагента являются лицами с местом регистрации в юрисдикции с «офшорным»статусом, это может свидетельствовать о том, что лица, которые являются конечными бенефициарными владельцами, могут скрывать свою причастность к этому контрагенту, используя услуги, связанные с сокрытием причастности к бизнесу (номинального сервиса). Таким образом, отношения с таким "непрозрачным" контрагентом в силу отсутствия информации о его реальных связях могут быть рискованными.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 27.12.2017 №1045 утвержден перечень государств (территорий), операции с контрагентами из которых признаются контролируемыми. Принадлежность нерезидента в соответствующей юрисдикции является признаком для отнесения хозяйственных операций с ним в «контролируемые» и применения соответствующих принципов налоговой корректировки.

В соответствии с порядком проведения контролирующими органами встречных сверок (Постановление Кабинета Министров Украины от 27.12.2010 №1232), контролирующие органы могут проводить необходимые встречные сверки с целью получения налоговой информации, необходимой в связи с проведением проверок налогоплательщиков. В частности, относительно контрагентов, участвующих в цепочке поставок товаров (работ, услуг), являющихся предметом контролируемых операций. Информация, полученная в результате таких сверок, может быть основанием для проведения соответствующих внеплановых проверок и/или обращения в правоохранительные органы.
Учредители/участники в «Черном списке» ЕС
Выводы Совета ЕС 2017/C 438/04 от 19.12.2017 определяют перечень несотрудничающих юрисдикций для целей налогообложения, законодательство, политика и административная практика которых представляют проблемы в сферах прозрачности налогообложения, справедливого налогообложения и противодействия размыванию базы и вывода прибыли из-под налогообложения (приложение 1). Это так называемый «черный список» ЕС.

Принадлежность учредителей/участников контрагента к «черному списку» ЕС может свидетельствовать о том, что лица, которые являются конечными бенефициарными владельцами, могут скрывать свою причастность к этому контрагенту, используя услуги, связанные с сокрытием причастности к бизнесу (номинальному сервису). Итак, отношения с таким "непрозрачным" контрагентом в силу отсутствия информации о его реальных связях могут быть рискованными.

Относительно резидентов из «черного списка» ЕС и связанных с ними лиц конкретных санкций ЕС пока не принято, однако, это не исключено в будущем. Сотрудничество с контрагентами, в составе которых есть лица из «черного списка» ЕС, само по себе может нести репутационные риски. Кроме того, отдельные государства-члены ЕС и другие государства и субъекты права могут вводить собственные политики ограничений в отношении таких субъектов и/или их учредителей/участников.
Учредители/участники в «Черном списке» FATF
С целью защиты международной финансовой системы от рисков отмывания денег и финансирования терроризма на международном уровне, Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) определила перечень юрисдикций, в национальных режимах противодействия отмыванию денег и финансирования терроризма которых есть стратегические недостатки, представляющие угрозу международной финансовой системе. Это так называемый «черный список» FATF.

FATF настоятельно рекомендует всем государствам обращать особое внимание своих финансовых институтов на деловые отношения и операции с компаниями и финансовыми институтами с юрисдикций «черного списка», а также на необходимость усиленной проверки клиентов при осуществлении ими операций с субъектами из этих юрисдикций.

По ряду резидентов из «черного списка» FATF и связанных с ними лиц ООН, ЕС, США и рядом других стран и международных организаций приняты соответствующие санкции. В соответствии с рекомендациями FATF, государства-члены вводят соответствующие ограничения, например банки и другие финансовые учреждения (в т.ч. Украина) блокируют финансовые транзакции с контрагентами из «черного списка». Сотрудничество с контрагентами, в составе которых есть лица из указанных юрисдикций, может быть объектом усиленного внимания органов государственного надзора (контроля), а также привлекать внимание правоохранительных органов и нести репутационные риски.
Учредители/участники в «Черном списке» OECD
Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) создано международно согласованные стандарты обмена информацией для целей налогообложения. ОЭСР осуществляет рейтинг юрисдикций на соответствие этим стандартам и наличие рисков, связанных с соблюдением налогового законодательства.

Сотрудничество с контрагентами, учредителями/участниками которых являются лица с юрисдикцией, не соответствующей указанным стандартам (так называемый «черный список» ОЭСР»), само по себе может нести репутационные риски. Также не исключается возможность введения отдельными государствами-членами ОЭСР и другими государствами и субъектами права собственных политик ограничений в отношении таких субъектов и/или их партнеров.
icon ea
Группа факторов «Судебные решения»
Судебные решения, связанные с контрагентом
Изучение судебных решений с участием конкретного субъекта очень важны, поскольку они могут содержать установленные судом факты, в частности, относительно:
  • • совершение преступлений / причастности к ним (самим субъектом, его должностными / связанными лицами и т.д.)
  • • наличие долга (в т.ч. налогового)
  • • признании недействительными сделок (в т.ч. вследствие фиктивности)
  • • наличие процедур прекращения или банкротства
  • • других обстоятельств, указывающих на риск деловых отношений
Если с контрагентом связаны соответствующие "негативные" решения, их количество, периодичность и тяжесть совершенных правонарушений / преступлений, размеры взимаемой задолженности и т.п. могут дать конкретное представление о контрагенте, его способах ведения бизнеса и риски деловых отношений с ним.
icon ea
Группа факторов «Задолженность»
Налоговый долг
Налоговый долг — сумма согласованного денежного обязательства (с учетом штрафных санкций при их наличия), но не уплаченного налогоплательщиком в установленный срок, а также пеня, начисленная на сумму такого денежного обязательства. Органы доходов и сборов осуществляют погашение налогового долга, организуют работу и осуществляют контроль за арестом имущества налогоплательщика, у которого есть налоговый долг, и/или приостановлением расходных операций по его счетам в банке. Таким образом, налоговый долг подтверждает наличие временных или постоянных проблем с платежеспособностью контрагента, а также с его финансовой способностью в целом.
Открытые исполнительные производства
Подавляющее большинство исполнительных производств в отношении субъектов хозяйствования касаются взыскания, обращения взыскания на денежные средства и/или другое имущество. Взыскание по исполнительным документам в первую очередь обращается на средства должника в гривнах и иностранной валюте, иные ценности, в т.ч. средства на счетах и ​​вкладах в банках и других кредитных организациях, на счета в ценных бумагах у депозитариев ценных бумаг. Такая ситуация может значительно усложнить/сделать невозможными деловые отношения с контрагентом, повлечь финансовые убытки и дестабилизацию бизнеса.
icon ea
Группа факторов «Собственники неизвестны»
Конечные бенефициары не определены
Отсутствие информации о конечных бенефициарах не позволяет адекватно оценить репутационные риски от сотрудничества с контрагентом, а также может свидетельствовать о наличии мотивов сокрыть структуры собственности, которая, согласно законодательству, должна быть прозрачной и отраженной в ЕГР.
icon ea
Группа факторов «Рисковые связи»
Операции с "офшорными" юрисдикциями, признанными в Украине
Постановлением Кабинета Министров Украины от 27.12.2017 №1045 утвержден перечень государств (территорий), операции с контрагентами из которых признаются контролируемыми. Принадлежность нерезидента к соответствующей юрисдикции является признаком для отнесения хозяйственных операций с ним в «контролируемые» и применения соответствующих принципов налоговой корректировки.

В соответствии с порядком проведения контролирующими органами встречных сверок (Постановление Кабинета Министров Украины от 27.12.2010 №1232), контролирующие органы могут проводить необходимые встречные сверки с целью получения налоговой информации, необходимой в связи с проведением проверок налогоплательщиков. В частности, относительно контрагентов, участвующих в цепочке поставок товаров (работ, услуг), являющихся предметом контролируемых операций. Информация, полученная по результатам таких сверок, может быть основанием для проведения соответствующих внеплановых проверок и/или обращения в правоохранительные органы.
Операции с юрисдикциями из «Черного списка» ЕС
Выводы Совета ЕС 2017/C 438/04 от 19.12.2017 определяют перечень несотрудничающих юрисдикций для целей налогообложения, законодательство, политика и административная практика которых представляют проблемы в сферах прозрачности налогообложения, справедливого налогообложения и противодействия размыванию базы и вывода прибыли из-под налогообложения (приложение 1). Это так называемый «черный список» ЕС.

Относительно резидентов из «черного списка» ЕС и их партнеров конкретных санкций ЕС пока не принято, однако, это не исключено в будущем. Сотрудничество с такими контрагентами само по себе может нести репутационные риски. Кроме того, отдельные государства-члены ЕС и другие государства и субъекты права могут вводить собственные политики ограничений в отношении таких субъектов и/или их партнеров.
Операции с юрисдикциями из «Черного списка» FATF
С целью защиты международной финансовой системы от рисков отмывания денег и финансирования терроризма на международном уровне, Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) определила перечень юрисдикций, в национальных режимах противодействия отмыванию денег и финансирования терроризма которых есть стратегические недостатки, представляющие угрозу международной финансовой системе. Это так называемый «черный список» FATF.

FATF настоятельно рекомендует всем государствам обращать особое внимание своих финансовых институтов на деловые отношения и операции с компаниями и финансовыми институтами с юрисдикций «черного списка», а также на необходимость усиленной проверки клиентов при осуществлении ими операций с субъектами из этих юрисдикций и связанными с ними лицами.

По ряду резидентов из «черного списка» FATF и связанных с ними лиц ООН, ЕС, США и рядом других стран и международных организаций приняты соответствующие санкции. В соответствии с рекомендациями FATF, государства-члены вводят соответствующие ограничения, например банки и другие финансовые учреждения (в т.ч. Украина) блокируют финансовые транзакции с контрагентами из «черного списка». Сотрудничество с контрагентами, партнерами которых являются лица из указанных юрисдикций, может быть объектом усиленного внимания органов государственного надзора (контроля), а также привлекать внимание правоохранительных органов и нести репутационные риски.
Операции с юрисдикциями из «Черного списка» OECD
Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) произведено международно согласованные стандарты обмена информацией для целей налогообложения. ОЭСР осуществляется рейтинг юрисдикций на соответствие этим стандартам и наличие рисков, связанных с соблюдением налогового законодательства.

Сотрудничество с контрагентами, партнерами которых являются лица с юрисдикцией, которые не соответствуют указанным стандартам (так называемый «черный список» ОЭСР»), само по себе может нести репутационные риски. Также не исключается возможность введения отдельными государствами-членами ОЭСР и другими государствами и субъектами права собственных политик ограничений в отношении таких субъектов и/или их партнеров.
Связь с национальным публичным деятелем
Руководитель/учредитель (участник)/конечный бенефициарный владелец юридического лица является лицом, связанным с национальным публичным деятелем. Связанными считаются лица, которые совместно или согласованно осуществляют хозяйственную деятельность, в том числе совместно или согласованно оказывают влияние на хозяйственную деятельность предприятия. В частности, связанными физическими лицами считаются члены семьи (лица, состоящие в браке, а также их дети, в том числе совершеннолетние, родители, лица, находящиеся под опекой и попечительством, другие лица, которые проживают совместно, связанные общим бытом, имеют взаимные права и обязанности (кроме лиц, взаимные права и обязанности которых не имеют характера семейных), в том числе лица, которые совместно проживают, но не состоят в браке).

Национальные общественные деятели – это лица, занимающие особо ответственное положение, связанное с возможностью возникновения конфликтов интересов и оказания влияния (в том числе незаконного) и в сфере хозяйственной деятельности. Учитывая, что масштабы их влияния и последствия конфликтов интересов значительно больше по сравнению с другими субъектами, хозяйственная деятельность, к которой такие лица причастны (в частности, финансовые операции) должны тщательно проверяться.
Общее количество проверенных факторов растет в процессе развития продукта «Экспресс-анализ контрагента» в соответствии с лучшими международными практиками.
Пользуйтесь всеми возможностями YouControl